"Кортеж" прошел краш-тест

Минпромторг нашел новые рынки сбыта для российского автопрома, а Евразийский экономический союз снижает пошлины 22 июня 2016, 07:39
Прототипы лимузина для президента из проекта "Кортеж" на краш-тестах в Германии и в России получили максимальные 5 "звезд" по безопасности, рассказал "Российской газете" министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
А в 2017 году первая партия машин поступит в гараж особого назначения. Сейчас авто проходят испытания на разных дорожных покрытиях. По словам министра, автомобиль во время испытаний обязан "набежать" 100 тысяч километров, из них 10 тысяч пробега уже есть.

"Мы исходим из того, что в конце этого года получим прототип мини-вэна, - уточнил Мантуров. - В 2018 году авто будут в доступной продаже для всех желающих". О цене министр , правда, ничего не сказал. Лишь добавил, что будут появляться разные модификации, чтобы расширить номенклатуру и серийность проекта "Кортеж".

Едем за границу, покупаем свое

В этом году наш автопром впервые увеличил экспортные поставки автомобилей. Причем практически по всем сегментам, сообщил Мантуров.Где их ждут и покупают? В Европе, в ближневосточных странах. Очень рассчитываем, разоткровенничался министр, на АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии). Один из коридоров российский автопром уже прокладывает через Вьетнам, с которым существует зона свободной торговли.
"Через эту страну, - продолжает министр, - за счет отмены импортных пошлин мы сможем увеличить объемы поставки готовых машин. А начиная со следующего года пойдет постепенное увеличение локализации промсборки через партнеров, которых мы нашли во Вьетнаме для поставки в третьи страны АСЕАН. Не так давно подписал соглашение КАМАЗ с Кубой. Мы Латинскую Америку тоже не оставим без внимания наших производителей".

Тем не менее в самой России продажи авто падают. Если процесс не остановится, есть ли какой-нибудь запасной вариант поддержки, поинтересовалась "РГ" у министра. "Какие могут варианты, помимо тех, что уже реализуются?" - ответил вопросом на вопрос Мантуров.

По его словам, к сожалению, добавить какие-то дополнительные инструменты сложно. Остается только бесплатно раздавать машины. Это, понятно, шутка, никто на такое точно не пойдет. В минпромторге, впрочем, надеются, что платежеспособный спрос все-таки будет расти.

"На самом деле, - говорит Мантуров, - ситуация на авторынке разная. Если мы говорим про грузовые автомобили, то идет и рост их производства, и увеличение продаж. Основные проблемы сложились именно в сегменте легковых автомобилей. Но я рассчитываю на то, что меры господдержки, которые сегодня оказываются, максимально сработают на увеличение спроса".
Планируется создать зоны свободной торговли еще 
и с Ираном, Сербией, Израилем, Индией и Египтом
Не могли мы не спросить и о новости, которая на прошлой неделе буквально взорвала социальные сети. Якобы автодилеры предложить ограничить продажу старых авто с рук. Автодилеры, правда,уже открестились от инициативы, но слухи об этом возникают не первый раз.

"По крайней мере, официально инициатива точно не заходила к нам в министерство, - четко отреагировал министр. - Может быть, была на уровне дискуссии самих автомобильных дилеров? Но я могу сказать одно, что в свое время именно идеи дилеров автопрома были реализована в части автокредитования и льготного лизинга. Мы здесь пошли им навстречу". То есть понимать надо так: толковые идеи всегда найдут поддержку.

Новые зоны свободной торговли

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) планирует создать в ближайшем будущем зоны свободной торговли с тремя - Ираном, Сербией и Израилем. По поводу еще двух стран - Индии и Египта - вопрос решается.
Об этом в интервью "Российской газете" рассказала министр торговли Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина. Для потребителей такие соглашения выгодны тем, говорит она, что поступающий импортный товар без уплаты таможенной пошлины снижает издержки бизнеса. И таким образом становится менее дорогим на прилавках для потребителей.

А осенью страны ЕАЭС снижают таможенные пошлины почти на 2 тысячи товаров. Как это отразится на ценах, позволит ли спокойно вздохнуть нашим потребителям, затронет ли ценовая конкуренция наших отечественных производителей, поскольку там товары популярные - бытовая техника и косметика? Этот год будет практически последним годом реализации обязательств по снижению таможенных пошлин в связи с присоединением России к ВТО, напомнила Вероника Никишина.

Этот процесс начался в 2012 году, и основное снижение пошлин уже произошло. Министр считает, что ни потребители, ни наши производители практически не заметят снижения. И привела в пример бытовые холодильники и морозильники. Пошлины на них снизятся с 16 процентов до 14,5 процента.
Тем временем в СМИ прошло сообщение, что есть намерение временно вообще обнулить пошлины на автомобили на газу. Когда это может произойти? Оказывается, пока этого никто и не планирует.

"Предложения о временном обнулении пошлин касается не самих автомобилей, - пояснила министр, - а отдельных комплектующих, которые используются для автомобилей на газу . Окончательное решение предполагается рассмотреть в июле. И если оно будет принято, то через 30 дней после опубликования документа, он вступит в силу".

Где потолок у торговли?

Страны ЕАЭС пока не могут договориться о потолке безпошлинной торговли для физлиц. Решаем ли этот вопрос вообще?
Главное противоречие заключается в том, что решения об уровне потолка безпошлинной торговли отнесено на национальный уровень, пояснила Вероника Никишина. И каждая страна установила свой потолок, исходя из своих экономических интересов. Если в Белоруссии этот потолок для почтовых отправлений составляет 22 евро, то в России, Казахстане - тысячу евро. И все попытки найти компромисс в ходе переговоров в прошлом году пока не привели к каким-то результатам.

Большие дискуссии связаны также с отменой запрета на параллельный импорт. Когда будет решена эта проблема?

В прошлом месяце, рассказала министр, было принято решение о том, что необходимо реализовать пилотный проект по переходу для отдельных категорий товаров на принцип международного исчерпания прав. Но для того, чтобы решение стало легитимным , надо внести изменения в союзный договор. Премьеры такое поручение дали.

Сейчас специалисты готовят поправки в договор. Одновременно обсуждается перечень товаров, которые могли бы войти в пилотный проект. На повестке - медицинские изделия и лекарства, запчасти для автомобилей.

В любом случае окончательное решение будет приниматься на уровне премьеров. "И мое личное мнение, - заметила министр торговли Евразийской экономической комиссии, - что, конечно же, принимая решение о запуске пилота, необходимо будет серьезное внимание обратить на администрирование такого импорта, чтобы не навредить программам импортозамещения и не допустить ввоза контрафактной продукции".

Метка от контрафакта

Сейчас для борьбы с контрафактом используется маркировка. Планируется эксперимент, который все еще не войдет в силу по маркировке готовых изделий из натурального меха. А что будет происходить с бытовой техникой и электроникой? Участники этого рынка волнуются, поскольку говорят, что маркировка там уже есть и вводить дополнительную нет смысла.
На это министр ответила, что пилотный проект по меховым изделиям уже начал реализовываться на добровольной основе. И положительный эффект от этого "мы уже начинаем ощущать".

И добровольно реализуемый пилот уже находится в той стадии, когда производители работают над совершенствованием процедур, каких-то технических моментов, которые возникают при администрировании маркировки. "И мы исходим из того, - заметила министр, - что все-таки к концу года результаты пилотного проекта должны будут всех убедить в его необходимости".

Что касается распространения маркировки на другую продукцию, то этот вопрос сейчас обсуждается. И адресован в первую очередь к тем отраслям промышленности, которые в наибольшей степени ассоциируются с серым и с нелегальным ввозом.

По словам министра, если говорить про бытовую технику, то та маркировка, которая существует на эти бытовые изделия, не имеет ничего общего с маркировкой на шубы. Потому что она создает возможности определять информацию не об уплатах платежей, а показывает соответствие тем или иным стандартам, задачи эти маркировки решают разные.

Поэтому если мы хотим говорить о легализации импорта изделий, в том числе и бытовой техники , то на нее необходимо распространить принципы маркировки, которая разработана , резюмирует Никишина. Я не хочу пока никого пугать. Окончательное решение будут принимать по итогам пилотного проекта по шубам".